ООО "Турминал Тревел Компани".
г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д.111, офис 514.

+7 (911) 923 2532

Достопримечательность: Археологический комплекс Уака Као Виехо (Уака Бланка). Побережье, Перу.


Уака Као Виехо или Уака Бланка – крупный религиозно-политический центр культуры Мочика или Моче (100-750 года н.э.).

Уака Као Виехо расположена в долине Чикама, рядом с побережьем Тихого океана, в 60 км на север от города Трухильо, в 700 км от Лимы, входит в состав археологического комплекса Эль-Брухо. Строительство уаки было начато приблизительно в 200 г н.э. Вплоть до 700 года здание активно использовали. Материал, из которого построен религиозный комплекс – необожженный, высушенный на солнце кирпич.

Во внутреннем дворе церемониального комплекса археологами была обнаружена богатая усыпальница правительницы Мочика, так называемой Госпожи Као, жившей в IV веке нашей эры. Находка ученых поистине революционна, поскольку до недавнего времени не было сомнений в том, что теократическим обществом Моче мог управлять только жрец-мужчина. Теперь мумию, погребальные наряды и утварь можно посмотреть в Музее Сеньры Као, расположенном на территории археологического комплекса Эль-Брухо.

 

Уака Као Виехо – крупный религиозно-политический центр культуры Мочика или Моче (100-750 года н.э.).

Уака Као Виехо расположена в долине Чикама, рядом с побережьем Тихого океана, в 60 км на север от города Трухильо, в 700 км от Лимы, входит в состав археологического комплекса Эль-Брухо. Строительство уаки было начато приблизительно в 200 г н.э. Вплоть до 700 года здание активно использовали. Материал, из которого построен религиозный комплекс – необожженный, высушенный на солнце кирпич.

Во внутреннем дворе церемониального комплекса археологами была обнаружена богатая усыпальница правительницы Мочика, так называемой Госпожи Као, жившей в IV веке нашей эры. Находка ученых поистине революционна, поскольку до недавнего времени не было сомнений в том, что теократическим обществом Моче мог управлять только жрец-мужчина. Теперь мумию, погребальные наряды и утварь можно посмотреть в Музее Сеньоры Као, расположенном на территории археологического комплекса Эль-Брухо.

 

Культура Мочика или Моче (100-750 года н.э.) занимала довольно узкую полосу прибрежных пустынных территорий современного Перу, вблизи вод холодного Тихого океана. Древним жителям побережья приходилось прилагать немалые усилия, чтобы выжить в суровых условиях. Труд, наблюдательность, изобретательность помогли людям Мочика создать высокоразвитую цивилизацию.

Культура Мочика, как и большинство древних культур, была насквозь пронизана мистическими ритуалами. Для крупных культур Америки в целом характерна необычайная сложность, филигранная разработанность этих ритуалов. Мочика не были исключением.

В культуре Мочика существовало три основных типа религиозных церемоний. Первый тип - церемонии задабривания богов с целью поддержать нормальный, привычный ход событий в природе. Второй тип – благодарственные церемонии. Мочика говорили «спасибо» верховным силам за то, что получали (например, за собранный урожай). К третьему типу относились церемонии успокоения богов, они были направлены на восстановление привычного хода событий после каких-либо катаклизмов (например, прекращение ливней, принесенных природной аномалией Эль Ниньо). Человеческие жертвоприношения являлись обычными в вышеупомянутых церемониях. Культы совершали жрецы в уаках – религиозно-политических центрах культуры Моче, причем различные культовые действия производились в разных частях уаки: на главной площади, внутреннем дворе, в огороженных церемониальных зонах. Пирамиды мочика – вероятнее всего, физические выражения церемониального календаря древней культуры, а значит, именно уаки отображают картину мира, космогонию древних людей. Люди Моче верили, что космос сформирован двумя силами, противоположными и едиными одновременно. Это представление они выражали, в том числе, и в религиозной архитектуре. Так, мистической парой Уаки Као Виехо являлась уака Кортада.

 

Архитектура Уаки Као Виехо

Строительство археологического комплекса было начато приблизительно в 200 г н.э. Вплоть до 700 года здание активно использовали. На протяжении пяти веков, уаку перестраивали семь раз. «Морально устаревшую» часть комплекса засыпали, как это было принято в культуре Моче, т.е. совершали так называемое «ритуальное погребение», а на получившемся фундаменте возводили новую постройку, в точности повторявшую планировку прежней.

Ученые утверждают, что причиной каждой реконструкции уаки являлся приход природной аномалии Эль Ниньо особой силы, последствия разрушительной деятельности которой можно обнаружить в древней архитектуре. Ответом людей мочика на буйства природы было не только перестройка элементов комплекса, но и некоторая смена стилистики стенных росписей; выкапывание и перезахоронение предков, а также большие ритуальные подношения и человеческие жертвоприношения.

Уака Као Виехо имеет следующие размеры: ее длина составляет 120м, ширина 100м, высота достигает 31м. Постройка ориентирована с юга на север. Церемониальная площадь открыта северу, главная пирамида обращена на юг.

К ступенчатому зданию, называемому главной пирамидой, примыкает главная церемониальная площадь, обнесенная стеной. К вершине пирамиды ведет пандус. В углу церемониальной площади, одной стороной примыкая к главной пирамиде, расположена огороженная церемониальная зона прямоугольной формы. На вершине пирамиды находится внутренний церемониальный двор, схожий с главной церемониальной площадью, но существенно меньшего размера. У переднего края главной пирамиды, с видом на церемониальную площадь, расположена главная платформа – самое священное место уаки.

 

Стенные росписи

Практически все стены комплекса Као Виехо были украшены фризами и росписями. Прослеживается одна интересная закономерность: чем выше находится объект, чем удаленнее от простого наблюдателя, тем более фантастическими становятся украшающие его изображения. Увековеченные образы постепенно теряют связь с реальным миром и начинают передавать картины мира мистических иллюзий.

Церемониальная площадь (140x75м) – обширное открытое пространство, расположенное непосредственно перед главной пирамидой. Территория искусственно выровнена и обнесена стеной. Церемониальная площадь – это первый объект на территории комплекса, который видел посетитель уаки, а для простолюдинов он оставался и единственным. Здесь проходили массовые мероприятия, такие, как человеческие жертвоприношения или похороны курака (правителя). Поэтому на площади зачастую собиралось большое количество граждан. Стены площади были украшены сценами, отображавшими события, происходившие на площади.

В западном углу церемониальной площади, одной стороной примыкая к главной пирамиде, расположена так называемая огороженная церемониальная зона. Три стены помещения были расписаны замысловатым образом. Совокупность изображения - церемониальный календарь. Три стены рассказывали семь историй о происхождении мира, становлении цивилизации Мочика и существующего в ней порядка.

На церемониальную площадь выходит фасад главной пирамиды. Каждая из его платформ (уровней) несет свой узор. Увы, элементы изображений более-менее сохранились лишь на первых трех уровнях.

На фризе первой платформы изображены связанные веревкой, перекинутой через шеи, пленные. Несчастных ведет воин. Узор второго уровня составлен из фигур танцовщиков, развернутых к зрителю. Люди одеты в одни лишь длинные туники красного цвета. Фриза третьего уровня несет повторяющиеся изображения так называемого Декапитадора (обезглавливателя) - бога Айапека. Айапек - мифическое существо с телом паука и головой человека, назван обезглавливателем, поскольку в правой руке держит ритуальный нож туми, а в левой отрубленную голову.

На вершине главной платформы находится церемониальный внутренний двор, в который допускали лишь элиту народа Мочика. Место является уменьшенной копией церемониальной площади. Церемониальный внутренний двор украшен самыми главными религиозными символами. Здесь изображено заключенное в ромб страшное клыкастое лицо в обрамлении змей. В шахматном порядке узор дополняют аналогичные лица с отходящими от головы чудовища длинными шеями, оканчивающимися головами птиц. Стены очень сильно пострадали, лишь кропотливая работа ученых позволила восстановить узор. Фриз сильно схож с фризами, обнаруженными во внутреннем церемониальном дворе Уаки-Де-Ла-Луна, в долине Моче.

Угол внутреннего церемониального двора занимает огороженная церемониальная зона. Здесь жрецы мочика совершали жертвоприношения, читали предзнаменования дворянам. Стены украшены изображениями свирепого бога Айапека, одетого в набедренную повязку и тунику, держащего отрубленную голову и нож.

Самой высокой, близкой к небу, самой тайной и священной точкой пирамиды является главная платформа. Никто, кроме верховного священника, не мог даже приблизиться к ней. Там располагался алтарь. Стены священного места расписаны сюжетами, в которых нередко участвуют сверхъестественные существа. Чудовищам присущи атрибуты филина, лисы, колибри или других животных. На протяжении многих лет считалось, что это - фантастические сцены из жизни богов. Однако теперь известно, что эти сцены изображают церемонии, происходившие на главной церемониальной платформе. Маски невероятных существ примеряли на себя представители знати мочикского общества. Церемонии являлись как бы сценками из жизни богов, таким образом, происходившее на небесах находило свое отражение в земной жизни.

Уака Као Виехо построена из необожженного кирпича, высушенного на солнце. Каждый кирпич имеет примерные размеры 27х18х14 см. На большей части кирпичей заметны специфичные, но простые отметины, по всей видимости, клейма артелей-производителей. Обнаружено 120 разновидностей печатей. При строительстве здания была применена, так называемая, техника «сложного блока». Суть ее состоит в том, что уаку возводили не из отдельных кирпичей, а из кирпичных блоков. Такое здание выигрывает в прочности, поскольку каменные блоки, с одной стороны, прочны, с другой стороны, динамично соединены друг с другом. Эти два фактора позволяют переносить тектонические подвижки.