ООО "Турминал Тревел Компани".
г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д.111, офис 514.

+7 (911) 923 2532

Достопримечательность: Лагуна Канайма. Гвианское нагорье, Венесуэла.


 

Лагуна Канайма — обширное водное пространство, обрамленное пляжем с кремовым песком. Главная достопримечательность этих мест — шесть многоводных водопадов, которые бушуют на фоне тепуев, столовых гор. Это остатки давно разрушенного плато, существовавшего в эпоху, когда Южная Америка и Африка были частями одного суперконтинента Гондваны.

 

Канайма расположена в северо-западной части одноименного Национального парка, в непосредственной близости от маленького местного аэропорта, принимающего туристов.

Наиболее жаркие месяцы – с июня по октябрь (29°С), самые прохладные – с декабря по май (26°С). В феврале температура может опускаться до 21°С, в августе-октябре подниматься до 33°С.
 
Достопримечательности
 
Главными достопримечательностями этих мест являются большие, многоводные водопады: Ача, Голондрина (ласточка) и Укайма, что на одном из местных языков означает «Падение власти», а так же симпатичный водопад Сапито; практически исчезающий в засушливый сезон водопад Сапо (жаба), и крупный перекат-водопад – Ара (алтарь, жертвенник). Позади некоторых из водопадов проходит тропа. Гуляя по ней можно любоваться на окрестные пейзажи с высокого скалистого берега через завесу низвергающейся воды.
 
 
1 – магазинчик народного промысла Макунайма; 2 – магазинчик народного промысла Канайма; 3– магазинчик народного промысла Сальто-Анхель; 4 – водопад Укайма; 5 – гидроэлектростанция; 6 – водопад Голондрина; 7 – водопад Ача; 8 – водопад Сапо; 9 – остров Анатоль; 10 – водопад Ара; 11 – водопад Сапито; 12 – пороги Маюпа; 13 –  река Каррао; 14 – Ауян-тепуй; 15 – Тепочи-тепуй; 16 –  Куравайна-тепуй; 17 - Венадо-плато или Кусари-тепуй; 18 – Курун-тепуй.
 
Красоту пейзажа дополняют вздымающиеся из-за водопадов тепуи – столовые горы, сохранившие индейские названия: Курун-тепуй (ястреб), Венадо-плато или Кусари-тепуй (олень) и Куравайна-тепуй. Столовые горы - остатки давно разрушенного плато существовавшего в эпоху, когда Южная Америка и Африка были частями одного суперконтинента Гондваны.
 
На карте хорошо виден большой остров Анатоль, получивший свое название в честь русского эмигранта. Место упокоения усопшего обозначает каменная могила, на которой лежат две расколотые плиты. На первой выбита надпись по-испански, примерно следующего содержания: «Анатолий Федорович Почепцов. Родился в России 12 – 1 – 1926, умер в Канайме, на земле, которую больше всего любил, 31 – 8 – 1986. С вечной скорбью, твоя дорогая мать и остальные родственники». Второй текст составлен на сильно искаженной кириллице: "Спи дорогой казак, шум этой реки напоминает наш Тихий Дон. Твои любящие всегда сестры Галина Людмила".
 
 
О том кто этот человек, сохранилось мало достоверной информации. Приехал Почепцов в Венесуэлу, видимо, в конце 40-х годов, спустя какое-то время после окончания второй мировой войны. Тогда страна принимала практически всех. Откуда – не совсем понятно, по одним данным из Советского Союза, по другим из Европы. Согласно одной из легенд приехал с семьей: родителями и сестрами. Сначала обосновались в Валенсии. Сестры уехали в Канаду, родители вернулись на родину. Говорят, что они единственные из приехавших в Венесуэлу русских эмигрантов (того периода), кто предпочел южно-американской стране СССР. Есть не подтвержденные данные о том, что Почепцов сотрудничал с немцами во время фашистской оккупации.
Стоит еще раз повторить, что выше приведенная часть рассказа – обрывочные, возможно ложные или не совсем правдивые сведения. В этой истории много непонятного. Например, как «опальная» семья, в полном составе могла покинуть СССР? Как на чужбине могли всплыть провокационные моменты биографии героя рассказа (если это правда)? Наверно следует учитывать, что история знает много примеров, когда антигероями становились герои или просто невинные люди и наоборот. Кстати пытаться выяснить историю жизни Почепцова до венесуэльского периода – бесполезно, в Канайме об этом никому ничего не известно.
Зато о последнем этапе жизни русского эмигранта можно расспросить индейцев подробно. Они расскажут, что Поченцов был очень уважаемым жителем деревни, выучившим местные диалекты, знатоком окружающей природы, одним из первых гидов, поскольку владел испанским и английским, в те времена, когда путешественники только открывали этот затерянный уголок земли.
 
Имейте ввиду
 
Обычно у туристов бывает достаточно свободного времени, чтобы вдоволь накупаться в лагуне, позагорать, полюбоваться действительно удивительными красотами Канаймы и захотеть каких-нибудь активных действий. Молодых и горячих мы хотим предупредить. Очень заманчивым кажется вплавь добраться до больших водопадов. Не стоит. Дело в том, что у лагуны есть ряд особенностей. Многих (даже тех, кто плавает весьма посредственно) на необдуманный шаг толкает то, что довольно большое расстояние от берега, Канайма остается мелководной, резко набирая глубину лишь в относительной близости от ревущих водопадов. Плывя к цели, замечаешь очень уютные нагромождения камней сбоку от низвергаемых потоков, до которых, как кажется, рукой подать. Тут и начинается самое интересное. Азарт толкают вперед, а ток воды относит обратно. В реке много сапонинов (от латинского sapo – мыло) – веществ, выделяемых местными видами растений. Сапонины можно наблюдать при мытье разрезанного картофеля – они пенятся. Благодаря этим соединениям над поверхностью воды постоянно, в большей или меньшей степени формируется пенная шапка, часто более 20 см высотой. У водопадов ее приходится убирать с дороги руками, она ухудшает видимость, из нее нужно выныривать, чтобы дышать. Кроме того, могучие потоки, ударяясь об воду, вспенивают ее, плотность воды резко падает, соответственно удержаться над водой становится очень сложно. Представьте, что вы оказали в теплом бассейне – джакузи, причем туда налили геля для душа, а бортиков и дна нет, нижние слои воды живут своей активной жизнью. Все перечисленные особенности несколько меняются в зависимости от уровня воды в реке, а он может измениться за ночь. При удачном стечении обстоятельств и собственной выносливости добраться до водопадов можно, но помните, что именно желание самостоятельно пересечь Канайму является причиной того, что периодически на родину высылают тела погибших.
 
 

Местные жители

Индейцы пемоны - исконные жители приграничных земель Венесуэлы, Бразилии и Гайаны, одна из важнейших групп коренного населения Боливарианской республики. Большая группа аборигенов проживает в национальном парке Канайма, а одна из деревень расположена прямо на берегу одноименной лагуны. Совсем еще недавно благополучие племени зависело от удачливости охотников. Индейцы не могут рыбачить. В окрестных реках мало рыбы, поскольку холоднокровных убивают сапонины – мылящие вещества, выделяемые местными растениями. Однако внезапно возникший интерес к лагуне Канайма изменил жизнь коренного населения к лучшему. Вновь налаженное хорошее авиасообщение  с большим миром, завезенные виды домашних животных, постоянная работа с туристами теперь исключают возможность наступления голодного времени для племени. Молодое поколение индейцев учит языки, некоторые даже поступают в университеты страны, многие возвращаются работать гидами в родную деревню. Стоит отметить, что у пемонов замечательно получается принимать туристов. Каникулы на берегу Канаймы напоминают жизнь Настеньки из сказки «Аленький цветочек» на заколдованном острове. Кто-то появляется, накрывает на стол, так же незаметно сменяет блюда, прибирает в комнатах и прочее.

 
 
Название лагуны.
 
У слова "канайма", существительного из пимонского языка, есть три значения:
-пиасан (шаман) – главный посредник между реальным миром и «первоначальным» миром, обладает особыми знаниями, способен общаться с духами и сверхъестественными силами, он умеет использовать силу трав, грибов владеет особыми техниками. Его возможности не ограничены. В деревнях пиасан выполнял роль знахаря и священника. Шаман мог и пагубно воздействовать на людей, вызывая смерть отдельных представителей или даже эпидемии. Причина – наказание. В этом случае пиасана называли канаймой. Канайма не убивает напрямую, а перемещает душу человека в другое тело – животного или насекомого, а сам переселяется в тело жертвы, вызывает боли; по истечении какого-то времени человек умирает. Канайма – не явный враг, от него ни у кого не может быть защиты, а, следовательно, самый страшный для пемонов.
 
- канайма - это злой дух, убивающий людей. Он может принимать вид животного или человека, может быть вовсе невидимым, может убить, применив оружие или имитируя несчастный случай. Канайма обычно нападает, когда человек один.
 
- канайма – член тайной секты убийц. Секретов этой организации никто не знает. Канайма убивает, оказываясь наедине с жертвой. Поэтому индеец не может ходить один или тет-а-тет, ведь спутник может оказаться убийцей. Выход – ходить группой не менее 3-х человек.
Кто и почему дал лагуне и парку вцеом такое странное название - не ясно