ООО "Турминал Тревел Компани".
г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д.111, офис 514.

+7 (911) 923 2532

Культ Марии Лионсы на горе Сорте

Венесуэла
Гора Сорте она же гора Марии Лионсы – религиозно-спиритуалистическое место на севере Венесуэльских Анд, так называемых Центральных Кордильер. В 1960 году месту было присвоено звание природного памятника. Территория в 40 Га, покрытая девственными лесами, оказалась защищенной от пагубного вторжения человека благодаря легенде о некой женщине по имени Мария Лионса. Мария Лионса (Мария-Де-Ла-Онса или Яра) – мистический персонаж фольклора местных жителей, богиня и главное почитаемое лицо в культе, называемом мариалионсизм, творимом, по мнению его приверженцев, в рамках католических канонов. Две другие светлые силы – Черный Раб Филипе и касик Гуайкапуро.
Гора Сорте - центр паломничества среди верующих, вызывает большой интерес у жителей разных стран. Сюда приезжают путешественники, чтобы приобщиться к таинственному мистическому культу, очиститься, излечить телесные и духовные недуги.
По правилам, установленным духами, священную гору можно посетить лишь в сопровождении проводника. 
Главными религиозными праздниками последователей культа являются: 12 октября и пасхальная неделя. Сакральные дни верующие отмечают ночными бдениями и молитвами. Паломники принимают участие в танцах со свечами и наблюдают за тем, как медиумам, находящимся в состоянии транса, наносят раны и пробивают сквозные отверстия в теле. После выхода из транса, однако, их тела, как утверждают очевидцы, оказываются невредимыми, что считается проявлением действия светлых духов, живущих в каждом человеке. Фигурки и изображения лидеров культа украшают цветами, к изображениям черного раба Фелипе ставят ром, к изображениям касика Гуайкапуро табак.
Примерно в 1900 году культ этих мест начал распространяться по всей стране, позднее вышел за ее пределы (Кюрасао, Тринидад, Колумбия).
 
Религия и культура Венесуэлы.
Значительная часть населения Венесуэлы относит себя к приверженцам римско-католической церкви. Однако сложное смешение культур разных народов, ныне живущих в Боливарианской республике, породило множество новых религиозных течений. Самым распространенным является культ Марии Лионсы, объединивший в себе догмы католической церкви – веру в Деву Марию и Святую Троицу, верования индейцев и африканские мифы о героях эпохи работорговли, а так же элементы африканского колдовства – культа вуду. Культ Марии Лионсы твориться якобы в рамках римско-католической церкви, однако, конечно же, последней не признается и не поощряется. Однако в последнее время отношения правящей власти и официальной церкви очень осложнились. Одно время скептики даже ожидали разрыва отношений между Венесуэлой и Ватиканом и возведение Культа Марии Лионсы в ранг национальной религии.
 
Культура Венесуэлы, как и значительной части Латинской Америки – это сложный синтез достижений трех совершенно непохожих народов – белых, негров и индейцев. Века люди разных цветов кожи воевали и убивали друг друга, покоряли и подчинялись, а так же перенимали опыт и культуру друг друга. Культ Марии Лионсы примеряет испанцев, выходцев из Африки и аборигенов континента, поскольку в мариалионсизме существует три почитаемые сущности: Мария Лионса - глава «трёх сил»; убитый испанскими колонистами индейский вождь Гуаикайпуро (исп. Guaicaipuró) и чёрный раб Фелипе (исп. Negro Felipe).
 
Три силы в мариалионсизме.
Мария Лионса — богиня любви и мира, природы и гармонии, связана с магией воды, громом, ароматами природы, лесом, горами и другими проявлениями окружающего мира. Кроме того, богиня воплощает универсальную тайну женственности. 
Мария Лионса - самая прославленная из святых в венесуэльской синкретической традиции (синкретизм - соединение разнородных вероучительных и культовых положений), по важности она уступает лишь Святой Троице и Деве Марии с Иисусом Христом. 
Богиню принято изображать в виде белой женщины, увенчанной золотой короной. В руке она держит флажок, на котором написана ее миссия: «Защитница вод, Богиня урожаев». Существует еще одно популярное изображение Марии Лионсы. Скульптор Алехандро Колина увековечил стан Марии Лионсы. Памятник нашел свое место рядом с одним из венесуэльских университетов (Универсидад-Сентраль-Де-Венесуела, Восточное шоссе). Мария Лионса изображена обнаженной, атлетически сложенной женщиной верхом на самце тапира (животное почитаемо у туземных племен). Руки богини с зажатой в них женской тазовой костью – символом плодородия, воздеты высоко над головой. Тапир копытами попирает змей – символы зависти и эгоизма. Жители поселков окружающих гору Сорте утверждают что видят, как «Королева» верхом на тапире гуляет по лесу.
 
Касик (вождь) Гуаикайпуро (настоящее имя Guacaipuro) – реально существовавшая историческая фигура, один из лидеров сопротивления туземного народа испанским завоевателям, национальный герой. Его изображение есть даже на купюре номиналом десять боливаров. Во времена повстанческих воин касик сосредоточивший под своим началом несколько племен аборигенов. Армия Гуаикапуро ожесточенно сражалась, отстаивая прибрежные земли. Испанцы несли тяжелые потери от рук крепких и выносливых индейцев. В 1567 году – году основания Сантьяго-Де-Леон-Де-Каракас (ныне просто Каракас – столицы Венесуэлы) испанцам пришлось специально поставить перед собой задачу по уничтожению касика. Как погиб Гуаикапуро – не известно. По одним данным, он покончил собой, чтобы не достаться живьем испанцам, когда стало ясно, что бой проигран. По другой версии, касик пал в схватке. 
 
По легенде черный раб Фелипе был принцем одного из народов ЮАР, сыном самого Чанго - Небесного отца, духа грома, молнии и мужской силы. Примерно во второй половине XVI века попал в земли современной Венесуэлы. Еще будучи на корабле проявлял свой непокорный нрав, подстрекал к восстаниям. За что несколько дней провел привязанным к носу корабля, то погружаясь в океан, то поднимаясь на набегающей волне. Оставшись в живых после такого приключения вселил веру в соотечественников о своей избранности и силе духа. Черный раб отличался горделивой осанкой и замечательным ростом. От природы наделенный даром красноречия Фелипе, прибыв на материк, продолжил агитировать африканцев бороться против угнетателей. Он учил негров не забывать свой родной язык, чтобы помнить корни. Объяснял соотечественникам, что говоря на африканских диалектах им будет проще скрывать свои намерения от надзирателей. Фелипе С добротой относился к ближним, с трепетом к природе и был ловким бойцом.
Для того чтобы сломить Фелипе и остановить опасные проповеди, испанцы привязали раба к дереву и отрезали ему язык. Многие дни Фелипе держал рот открытым, ожидая излечения. В течение всего времени его друзья ночью пробирались к злосчастному дереву и поили своего предводителя алкогольным напитком, составленным на основе ферментированной кукурузы.
 
 
Легенды о Марии Леонсе
Нет документально подтвержденных данных о том, кем была эта женщина при жизни, и существовал ли вообще когда-либо в действительности прототип богини. Многочисленные современные теории о происхождении мифа, основаны на венесуэльском фольклоре многие столетия переходившем из уст в уста. Существует 25 разных преданий, рассказывающих о Марии Лионсе. 
Ниже приведены самые популярные легенды.
 
Легенда первая.
Мария Лионса - любимая дочь могучего касика, повелителя земель Ниргуа. Деревенский шаман предсказал, что, когда родится девочка со странными глазами цвета зеленой воды, ее следует принести в жертву богу воды - Великой Анаконде, а если этого не сделать, то весь род Нивар захиреет и придет в запустение. Отец, сильно любивший ребенка, не смог исполнить своего долга, а вместо этого спрятал девочку вместе с 22 охранниками в одной из горных пещер. Ребенку было строго настрого запрещено подходить и тем более смотреться в зеркальную гладь водоемов. Войны строго следили за исполнением родительского наказа. Так продолжалось долгие годы. Но, однажды загадочная сила усыпила мужчин, и прекрасная девушка вышла из грота. В озере она впервые увидела свое отражение. Прекрасный лик девицы разбудил бога воды – Великую Анаконду и тот, поднявшись из пучины воспылал любовью к женщине. В озере Мария Лионса и могущественная змея отпраздновали свое мистическое и духовное объединение. Отец принцессы, узнав о случившемся, попытался вмешаться. Тогда Анаконда стала увеличиваться в размерах, пока не лопнула, вызвав большое наводнение погубившее деревню. С этого дня Мария Лионса стала богиней – защитницей пресной воды, лесов и диких животных.
По версии этнографа Антолинеса, записанной в 1945 году девушка сама превратилась в гигантскую анаконду и стала причиной наводнений в поселке.
 
Легенда вторая.
У Касика земель Яракуй Yaracuy, родилась дочка с прекрасными зелеными глазами. Все сочли это добрым знаком, сулившим приход благостных изменений для завоеванного испанцами народа. Ребенку дали имя Яра (Yara). Ее мать, Тупи отвела дочку в горы, где и оставила под охраной небольшого войска. Время шло, отношения аборигенов с испанцами все ухудшались. Красавице Яре пришлось взять на себя обязанности дипломата. Из двух имен Поне-Де-Леон и Мария-Дель-Прадо Яра составила себе псевдоним – Мария Лионса. Испанцы не вняли просьбам девушки о добре и мире. Тогда Мария Лионса ушла в горы, где и затерялась. Некоторые исследователи находят определенные сходства между венесуэльской героиней Yara и божеством бразильских индейцев Tupis, по имени Uyara. Uyara – «сладкая женщина», но с меланхоличной улыбкой. Она завлекает и удерживает мужчин, удовлетворяя с ними плотские желания, затем покидает их. Черты Марии Лионсы схожи с чертами бразильской богини.
 
Легенда третья и четвертая.
Родители Марии были испанцами. В возрасте 15 лет она пропала во время купания в озере. Но не погибла - легенда говорит, что ее спас леопард. С этого момента Мария заключила союз с диким зверем (по-испански он называется онса) и стала носит имя Мария-Де-Ла-Онса, т.е. Мария Леопардова. Позднее местный диалект преобразовал имя Мария-Де-Ла-Онса в Мария Лионса. Существует еще одна, схожая версия, согласно которой  девушку, дочь испанской супружеской пары звали Мария-Консепсион-Де-Сорте. Она росла, много времени проводя в лесу, легко находила общий язык с дикими животными. Однажды девочку озарил странный свет и Мария исчезла. По легенде она отправилась на небеса, где стала королевой каких-то индейцев и теперь путешествует верхом на леопарде.
 
Легенда пятая.
Мария Лионса – дочь испанца и индианки. В 15 лет отец хотел отдать ее за муж за нелюбимого человека, тогда Мария сбежала. Вернувшись домой девушка стала много времени проводить с черным рабом Фелипе. Отца молодой женщины такой ход событий разгневал. Тогда он собственную дочь тоже сделал рабыней. Однако Фелипе, ставший для девушки вместо отца пожалел бывшую госпожу и помог ей бежать в горы. Там Марии явился ангел возвестивший, что эти земли будут носить имя Марии, жители деревни посвятят женщине религиозный культ, а те, кто будут топтать землю без веры, лишаться своего тела.
 
Легенда шестая.
Мария Лионса – креолка, дочь испанца и индианки, выращенная в христианских традициях. Отец очень переживал за будущее дочери, не чистокровной испанки. Поэтому очень обрадовался, когда объявился жених – испанец. Мария тогда была еще подростком. Девушка решает сбежать от суженого, в чем ей помогает чернокожий раб Фелипе. Он же знакомит Марию с индейцем Гуайкапуро. Касик принимает креолку, как свою соотечественницу. Вслед за беглянкой был снаряжен военный отряд. Смертельно раненый Гуайкапуро сдержал натиск солдат и позволил Марии добралась до вершины горы. Там девушка пережила мистическое приключение, после которого стала хранительницей горы и возглавила триаду: Мария Лионса, Гуайкапуро и чернокожий раб Фелипе.
 
В легендах фигурирует два типа женщин: зрелая женщина, мстительница, дочь индейского вождя – Мария-Де-Ла-Онса и  юная дева глава триады Мария Лионса. Какую из женщин восхваляют служители культа, не очень понятно, впрочем, для них самих этот вопрос не совсем ясен. Очевидно одно верующие поклоняются богине любви и мира, покровительнице пресной воды и леса.
 
Автор: Инна Воробьева



Карта Венесуэла Заметки Культ Марии Лионсы на горе Сорте